Дорогие друзья! Растет количество преступлений, совершаемых с помощью современных технологий.

Рассказываем, как распознать мошенника и как от него защититься.

Для того чтобы избежать обмана и защитить свои банковские счета при поступлении данных сообщений, необходимо знать:

- если вам звонят или пишут в сообщении, что нужно срочно погасить кредит, отменить операцию списания или совершить обмен, внимательно просмотрите текст сообщения и с какого номера оно получено. Часто данные номера отличаются, и рассылка осуществляется с мобильных номеров, что является первым «звонком», сообщающим о мошенничестве;

- необходимо знать, что требования оплаты долга, а также проведения каких-либо других расчетов регламентированы законодательством РФ, сообщения от банковских и иных организаций могут быть только рекомендательными или информационными;

- обратитесь на сайт банка, от имени которого Вам поступило сообщение, в большинстве случаев на главной странице банка изображен телефон «горячей линии». Позвоните по указанному номеру, узнайте, являетесь ли Вы клиентом данного банка (бывают случаи, когда человек является клиентом банка и об этом не знает), после этого уточните есть ли у Вас долговые обязательства перед данным банком, проводились ли какие-либо операции и другую информацию;

- нельзя звонить по номеру, указанному в сообщении или по номеру, с которого сообщение поступило. Мошенники очень хорошо подготовлены и умеют оказывать влияние на эмоциональное состояние собеседника, не стоит относиться к диалогу с ними легкомысленно. Известны случаи, когда граждане заведомо знали, что их хотят обмануть, и, желая пошутить над мошенником, вступали в диалог, в результате лишались своих кровно нажитых;

- при получении ссылки не переходить по ней, даже, если она получена от известного контакта. Перезвоните отправителю и уточните содержимое ссылки. Если отправитель Вам неизвестен, удалите сообщение;

- если Вам прислали смс-сообщение и следом перезвонили, пытаясь убедить в серьезности содержания сообщения, сошлитесь на занятость и положите трубку, после чего с свяжитесь с банком или добавьте телефон в «черный список».

Если Вы все же стали жертвой мошенников, незамедлительно обратитесь в ближайший отдел полиции. При раскрытии данного вида преступлений очень важно быстро получить информацию, а в некоторых случаях своевременное обращение может помочь предотвратить списание и возврат денег на счет.

Рассмотрим наиболее популярные способы обмана посредством звонков на мобильный телефон, а также ресурсов сети интернет.

1-й способ.

Вам на мобильник поступает звонок или смс-сообщение из банка о том, что по Вашему счету совершена какая-либо операция или счет необходимо разблокировать. Звонящий представляется работником банка и номер, с которого он звонит, начинается на «8-800». Впрочем, звонить мошенник может и с городского, и с мобильного номера.

Во-первых, не вздумайте давать какие-либо данные о себе и своей банковской карте! Позвоните на «горячую линию» своего банка и расскажите о случившемся. Если Вы сообщили какие-то сведения, попросите заблокировать свои лицевые счета, а уже при личном посещении банка разблокируйте их.

2-й способ.

Бесплатные объявления (Авито, Юла, Из рук в руки, Авто.ру и др.), а также фиктивные сайты от имени онлайн магазина. Здесь три варианта обмана:

а. в объявлении или на сайте онлайн-магазина требуют предоплату на указанные реквизиты;

б. размещается объявление о трудоустройстве на высоко оплачиваемую работу (личный водитель, охрана в администрацию и др.) и требование внести деньги за оформление документов и разрешений, а также внести денежные средства на счет с условием их возврата по чеку;

в. преступник притворяется покупателем и готов сразу перевести предоплату за товар. Он просит дополнительные реквизиты и данные Ваши и банковской карты, после чего получает возможность дистанционно управлять Вашим счетом.

В данной ситуации нужно знать несколько правил:

- для перевода Вам денежных средств достаточно указать только номер банковской карты, никаких других данных сообщать не нужно. Доводы преступника о том, что у него специфичный банк и нужны дополнительные данные - ложь! Любому банку для перевода достаточно номера банковской карты;

- оплачивайте товар только при его получении. Выбирайте такие способы доставки, при которых сможете понять, за какой товар переводите деньги;

- большинство реальных интернет-магазинов не требует предоплату. Оплатить товар можно по факту доставки заказанного товара в пункте выдачи;

- не переводите и не одалживайте деньги незнакомым людям (не умеете отказывать, говорите, что у вас нет денег).

3-й способ.

Рассылка смс - сообщений о блокировке, проведении операции по счету или предложение обмена товарами. В тексте указана ссылка для перехода. При переходе по данной ссылке деньги будут списываться разными способами через онлайн банкинг или управлением счета мобильным номером. При этом денежные средства будут списываться как на переводы, так и пополнения различных счетов и на покупки в онлайн - магазинах.

Поэтому, никогда не переходите по ссылкам, а сразу звоните в банк на «горячую линию» и уточняйте информацию о состоянии счета.

4-й способ.

Объявление на радио, телевидении, в интернете и других источниках информации об оказании юридических или медицинских услугах, а также помощи экстрасенсов. У потерпевших складывается ложное доверие к информации, которая размещена на таких источниках, и они звонят на телефоны, указанные в объявлениях и рекламе.

Преступники тонкие психологи. Понимая, что звонящему нужна помощь, начинают требовать деньги, убеждая в своей честности, требуют, просят делать переводы на предъявителя. Имея влияние на психологическое состояние потерпевшего, мошенники могут уговорить несколько раз перевести крупные суммы денег.

Прежде чем обращаться за помощью по таким объявлениям, посоветуйтесь с родными и близкими. Помните! Любые услуги оказываются на основании составленного договора об оказании услуг, оплата за них производится на лицевой счет организации.

5-й способ.

Звонок о том, что близкий родственник попал в ДТП, в полицию и т.п.

Если Вам позвонили, не теряйте самообладания. Задайте несколько вопросов звонящему (полные данные родственника, где он находится, попросить дать с ним поговорить), это нужно, чтобы успокоиться самому и начать осознанно мыслить. Положите трубку и позвоните близкому родственнику или лицам с ним проживающим. Выясните, все ли в порядке. Преступник будет просить не класть трубку, говорить, что времени мало, что он согласен на перевод меньшей суммы -  это сигнал, Вы говорите с мошенником.

6-й способ.

Создание страниц двойников или взлом страниц в социальных сетях.

Преступник получает доступ к списку друзей и личной информации потерпевшего, и от имени друзей поступают сообщения о том, что срочно необходимы денежные средства в долг, обычно не очень крупная сумма. При этом злоумышленник пишет, что его телефон недоступен, а реквизитами счета для перевода является либо мобильный номер, либо какое-либо средство электронного платежа, через которое вы не сможете идентифицировать держателя.
Чтобы не попасть в ловушку, обратите внимание на характер общения, возможно, оно отличается от привычного общения с человеком, от имени которого Вам поступают сообщения. Попытайтесь в переписке задать вопрос, касающийся обстоятельств, которые постороннему человеку могут быть неизвестны. Позвоните лицу, от имени которого Вам поступают сообщения, несмотря на его протесты в сообщении, и спросите, действительно ли ему необходимы денежные средства.

По материалам УУР УМВД России по Калужской области.